Крестил ли Св. Иннокентий первых корейцев-переселенцев?

Корейцы обрели в России не только лучшую долю, но и веру во Христа, «русскую веру», как тогда называли ее. Как это произошло?
Если мы обратимся к Интернету и сделаем запрос о крещении корейцев, переселившихся в пределы Российской империи в середине 60-ых годов ХIX века, то столкнемся с примерно одной и той же информацией, размещенной на различных сайтах. Вкратце сведения эти можно изложить следующим образом: святитель Иннокентий (Вениаминов) крестил первых корейских иммигрантов, живущих вблизи Новгородской гавани, на территории Посьетского участка. Попробуем проверить достоверность такого утверждения по некоторым источникам, которые могут быть недоступны широкому читателю.
Но вначале расскажем кратко о святителе Иннокентии Московском, апостоле Америки и Сибири, как принято его называть. Прожил он без малого 82 года, родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского округа Иркутской губернии в семье бедного псаломщика, упокоился в 1879 г. в стольном граде будучи митрополитом Московским и Коломенским. Рано осиротев, познал нужду и через всю жизнь пронес чувство живого сострадания ко всем обездоленным, к простому люду. Окончил Иркутскую духовную семинарию, женился по любви. Был рукоположен во диакона, а затем – священника в Иркутске. В 1823 году решился отдать себя миссионерскому служению среди инородцев и получил назначение на остров Уналашка Алеутской гряды (это между Камчаткой и Америкой).
Путь к месту своего нового служения в более чем 1000 верст он проделал на лошадях, затем пароходе в сопровождении молодой жены, годовалого первенца, старушки матери и брата, которые были у него на попечении, и благополучно прибыл на Уналашку через год и три месяца. Собственными руками он строит храм, изучает местное наречение. Составляет алфавит алеутско-лысьевского языка на основе кириллицы, словарь на 1200 слов, учит чтению и письму детей алеутов, неутомимо проповедует, служит. Через 10 лет его переводят на о. Ситху Ванкуверской гряды просвещать светом Христовой веры колошей, местных индейцев.
Овдовев, он принимает монашество, и в 1840 году поставляется во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Под его управлением оказалась обширнейшая епархия, лежащая на двух континентах. Позднее к ней был присоединен Якутский край, и кафедра переносится в Якутск. Под руководством св. Иннокентия был совершен перевод всего Нового Завета, части Ветхого и основных богослужебных книг на якутский язык. Неутомимый труженник на ниве Христовой, патриот, русский самородок, золотые руки (сам мастерил часы, чинил, кроил, шил, плел рыболовные сети), член-корреспондент Российской Академии Наук за свои географические и этнографические труды, он был канонизован Русской Православной Церковью как великий миссионер и угодник Божий в 1977 г. (кстати, одна из немногих канонизаций святых в Советское время до празднования 1000-летия крещения Руси).
Южно-Уссурийский край, куда переселялись первые корейские иммигранты, входил в пределы Камчатской епархии, центр которой переместился в г. Благовещенск в 1858 г. Однако действительно ли св. Иннокентий крестил первых корейцев-переселенцев? Знал ли он об их существовании вообще? Оказывается, что знал, более того предпринял путешествие, чтобы познакомиться с ними.
Вот, что пишет он свят. Филарету (Дроздову), своему учителю и покровителю, преемником которого по Московской кафедре он вскоре стал, в письме от 7 декабря 1866 года из Благовещенска: «… А также желательно бы видеть и новых наших собратий христиан корейцев, в значительном числе выселяющихся из своего отечества в наши пределы и охотно принимающих св. крещение. Это в наших южных гаванях, вблизи границы Кореи.»
В письме А.Н.Муравьеву, писателю, поэту, церковному историку и чиновнику Святейшего Синода, от 16 марта 1867 г. св. Иннокентий сообщает: «Другая новость: корейцы (говорят) переселяются в наши границы в значительном числе и изъявляют желание креститься и уже крестятся. Думаю ныне побывать там, дабы узнать все обстоятельнее. Нет ли у Вас какого-либо хоть бы дьячка разумного и деятельного, которого бы можно было сделать миссионером?»
Свят. Иннокентий никогда не отлагал вдаль миссионерских планов, каких бы трудов этому ему ни стоило, а ведь в 1867 г. ему исполнилось 70 лет. Путевой журнал св. Иннокентия, веденный во время плавания по рекам Амуру и Уссури в лето 1867 г. (из архива Камчатской Консистории) гласит: «Главные причины, побуждающие предпринять таковое путешествие (вниз по р. Амуру до Николаевска, оттуда в южные порта и через р. Суйфун и озеро Ханка возвратиться по рекам Уссури и Амуру) суть:
В минувшем году получены были сведения от Владивостокского священника, что из Кореи в наши границы переселяются Корейцы с семействами, из которых образовалось уже целое селение и многие из них изъявляют желание креститься. И потому необходимо узнать обстоятельнее, напр., — велико ли число таковых переселенцев, обстоятельства, принудившие их оставить свое отечество, условия, на коих они поселяются у нас и проч., — и главное — достаточно ли будет одного священника в Посьете и для них и для, там поселившихся…»
Далее в путевом журнале читаем в записи от 17 июня: «… Я встретился с чиновником особых поручений, состоящим при губернаторе, который имел случай познакомиться коротко с корейцами, переселившимися в наши границы и который в начале же сего года делал им имянную перепись и, следовательно, мог передать мне и передал все необходимые для меня сведения, как о корейцах, так и предстоящем мне пути чрез озеро Ханка. И кроме того была возможность отправить отсюда телеграмму в Посьет.» Далее святитель принимает решение отложить до следующего раза посещение южных гаваней, поскольку путешествие в этом случае сильно затянется, а сведения о корейцах он получил достаточные.
На ст. Буссе 24 июня он получает в ответ на свой запрос телеграмму от подполковника Дьяченко следующего содержания: « Корейцев переселилось 220 семей, в числе около 300 душ. Главное население в 20-ти верстах от Новгородского. Взгляд Корейского правительства на это переселение неприязненный. Поэтому и по другим политическим видам дальнейшее переселение приостановлено. Судя по заявлениям корейцев, большинство желает обратиться в христианство. Полагаю необходим особый миссионер.»
Таким образом, мы убедились, что до своей летней экспедиции 1867 г. св. Иннокентий корейцев не встречал, во время экспедиции до мест, населенных корейскими иммигрантами, не добрался. А в мае 1868 г. уже прибыл в Москву в связи со своим назначением на древнюю Московскую кафедру, и с тех пор уже не бывал в Приморском крае. Поэтому сведения о том, что первых корейских переселенцев крестил св. Иннокентий (Вениаминов) вблизи Новгородской гавани Посьетского участка, не представляются достоверными.
Несмотря на то, что святитель Иннокентий Московский не совершал таинства св. крещения над первыми корейскими переселенцами самолично, как верно утверждают авторы исследований по истории Владивостокской епархии, именно он заложил твердое основание миссии в крае, в том числе среди корейцев. Он проявил такой интерес и заботу о духовном просвещении корейцев, он предпринял путешествие, чтобы получить достоверные сведения о них, он благословил на труды первого миссионера среди корейских иммигрантов иеромонаха Валериана, который собственно и крестил первых корейцев в пределах Российской империи.
В метрической книге Церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Владивостока 17 января 1865 г. появляются записи о крещении первых корейцев старшины с. Тизинхэ Петра (Цуй Унгоди) и его супруги Марии (восприемником обоих стал нач. Новгородского поста поручик С.Рязанов), Антония (Кин Кегай) и его супруги Феодосии. 21 января совершилось браковенчание этих супружеских пар и вновь крещеных Павла (Кин Хаюни) и Ксении.

Священник Александр Сон

Библиография:
Св. Иннокентий (Вениаминов). Быть полезным Отечеству: Сб. писем. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
А. Разумов. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.). – Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1906.
В. Крылов. Путевые журналы Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Камчатского за 1850-1851, 1861, 1862, 1863, 1864, 1865, 1867 годы. – Казань: Центральная Типография, 1909.
Н.Г. Мизь, А.А. Бреславец. Корея – Российское Приморье. Путь к взаимопониманию. – Владивосток, 2009.

Комментирование запрещено